В августе этого года стало известно, что Тревис Каланик – основатель и генеральный директор Uber под давлением инвесторов будет смещен с должности, а его приемником будет бывший экс-руководитель Expedia Inc. Дара Хосровшахи.
Эта замена по своей значимости сопоставима с назначением Тима Кука вместо Стива Джобса в Apple. Каланик тепло и благосклонно презентовал своего приемника на посту руководителя самого дорогого «единорога», что стало приятным разнообразием на фоне в целом эмоционально непростого периода в истории компании.
Предшествующие назначению Хосровшахи полгода были для Uber весьма беспокойными. И хотя смену генерального директора и изменения в составе правления можно расценивать, как движение в верном направлении, в будущем компании все еще остается масса проблемных пятен, часть из которых в свете смены руководства Uber приобретают новые очертания. Попробуем их обозначить и дать оценку:
Новому руководителю Uber придется заново расставить приоритеты в работе компании на ближайшие 18-36 месяцев
Проблем у Uber сейчас предостаточно и, что вполне очевидно, уделять им равный объем внимания Дара Хосровшахи не сможет. Следовательно, существует насущная потребность в правильной расстановке приоритетов. На чем новый генеральный директор сосредоточит свое внимание на протяжении ближайших шести месяцев? Займется ли он решением внутренних проблем или с головой уйдет в расширение зоны охвата Uber? Представляется, что решение последней задачи находится в прямой зависимости от успеха в деле консолидации внутренних ресурсов компании.
Таким образом, следует ожидать, что Дара займется построением IPO-ориентированной команды управленцев, в которой обязательно должны быть финансовый директор, исполнительный директор/директор по производству, директор по маркетингу. Эту задачу решить сравнительно легко, гораздо больше усилий потребует задача сплочения коллектива сотрудников. Необходимо повысить их доверие к руководству. Этому должны способствовать меры, уже принятые в отношении разрешения конфликта по поводу сексуальных домогательств, допущенных предшествующим руководством компании.
Кроме того, уже в 2018 году компании следует продемонстрировать убедительные доказательства готовности к выходу на IPO. Для Uber такими доказательствами могут стать успешное разрешение текущих правовых проблем и наличие понятной для потенциальных инвесторов программа перспектив прибыльности компании.
Инвесторы благосклонно воспримут любые из следующих действий Uber: разрешение судебной тяжбы, в которой замешаны Google/Waymo; отказа от представительства в Индии и Юго-восточной Азии по образцу сделок с Didi и Yandex в Китае и России, соответственно; выделения подразделения по разработке самоуправляемых машин в отдельную и самостоятельную дочернюю компанию.
Какие уроки следует извлечь из опыта других компаний
В истории Кремниевой Долины достаточно примеров, когда в добровольном или принудительном порядке основателя компании замещали на посту генерального директора более опытным специалистом-управленцем со стороны. Назначение Эрика Смита в Google в долгосрочной перспективе сказалось на компании очень хорошо, но такие «попадания в яблочко» – явление довольно редкое. Легко привести примеры о том, что назначение либо не прошло гладко, либо результаты его до сих пор остаются спорными — это Джерри Янг и Yahoo, Джек Дорси и Twitter, Билл Гейтс и Microsoft, наконец, возможно самый известный случай такого рода – Стив Джобс и Apple.
Существует ряд исследований, посвященных вопросам успешной смены изначального руководства компании. Harvard Business Review утверждает, что такая смена зачастую задача сложная, и всегда требует ответственный решений. Аналитики консалтинговой фирмы McKinsey & Company уверены, что новому генеральному директору необходимо начинать с реорганизации менеджмента компании. FTI Journal рекомендует инвесторам принимать решения в зависимости от репутации нового руководителя. В других исследованиях можно встретить предупреждения о том, что замещенный директор должен быть морально готов принять свое изменившееся положение в правлении компании.
Таким образом, понятно, что Дара Хосровшахи встретится с трудностями в Uber. Ему предстоит найти союзников внутри правления компании и среднего звена управленцев. Он должен будет совладать с ожидаемым сопротивлением Тревиса Каланика, который все еще сохраняет больше влияние в совете директоров компании, и постараться направить его творческое видение в полезное для компании русло, избегая при этом панибратства. Новому генеральному директору следует действовать быстро: ему нужно доказать, что он не чья-то «марионетка», и способен предотвратить потери доли рынка, ожидаемые от деятельности своего главного конкурента компании Lyft.
Что могут ожидать институциональные инвесторы от ожидаемого выхода Uber на IPO в 2020 году
Недавно Дара Хосровшахи предположил, что Uber может выйти c IPO на фондовый рынок в первой половине 2020 года. Вероятные инвесторы скорей всего будут оценивать стоимость компании, основываясь на совмещенной усредненной финансовой оценке 2020 и 2021 годов. Основываясь на показателях чистой выручки за первый квартал 2017 года из последних опубликованных отчетностей Uber, можно оценить планируемую годовую прибыль в 13 миллиардов $. Исходя из разумных пределов темпов роста, можно ожидать рост чистой выручки Uber в 2020-2021 годах в промежутке между 40 и 50 миллиардами $, что предполагает совокупные годовые темпы роста в 35-40% на протяжении 4 лет.
К каким последствиям приведет смена руководства в Uber еще предстоит увидеть. Одно, впрочем, можно утверждать уже сейчас: Uber под руководством Дары Хосровшахи заслуживает пристального внимания.
О новом генеральном директоре Uber
Дара Хосровшахи – 48-летний ирано-американский предприниматель, экс-генеральный директор Expedia Inc. на протяжении 12 лет, в течении которых компания добилась ведущего положения в индустрии путешествий. В корпоративной среде руководителей высшего звена Дара пользуется репутацией дисциплинированного, энергичного и стратегически мыслящего лидера.
Если Вы хотите приобрести акции компании Uber Technologies, Inc. до ее выхода на IPO, то оставьте заявку, либо свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 946-99-45. Наши специалисты свяжутся с Вами и ответят на Ваши вопросы.
Без рубрики