Несколько новых хорошо профинансированных предприятий готовы бороться за лидерство с Tesla, чтобы создать следующее поколение электромобилей.
В соответствии с данными исследовательской компании Pitch Book, стартапы по производству электромобилей в США привлекли за прошедшие месяцы этого года более чем $2 млрд., намного больше $650 млн., привлеченных в 2017 году. Эти инвестиционные тренды приведут в ближайшие несколько лет к увеличению числа конкурентов Tesla.
Причина высокой активности в данной отрасли заключается в требуемом на рынке размере промышленности автомобилестроения. В соответствии с прогнозами исследовательской фирмы Absolute Reports ожидаемый рынок пассажиров электромобилей в 2023 году достигнет до $356,5 млрд. Большая доля продаж в сумме $205,9 млрд. прогнозируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Исходя из этих цифр, неудивительно, что объемы инвестирования в компании, занимающиеся производством электромобилей и в имеющиеся для них технологии сохраняют свой рост, и большая часть средств вкладывается в новые компании. Данные Pitch Book показывают, что в 2017 году было выполнено 15 инвестиций в стартапы компаний, занимающиеся электромобилями. Отметим, что данные исследовательских фирм иногда бывают неопределенными и неточными.
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4477″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-6121″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»563″,»height»:»405″,»alt»:»u0414u0430u043du043du044bu0435 Pitch Book»}}]] Данные Pitch Book
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4478″,»attributes»:{«class»:»media-image size-full wp-image-6122″,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»602″,»height»:»446″,»alt»:»u0414u0430u043du043du044bu0435 Pitch Book»}}]] Данные Pitch Book (объем инвестиций)
Из диаграммы следует, что в 2018 году впервые объем инвестиций исчисляется в $2 млрд.
Часть претендентов на лидерство в отрасли производства электромобилей возникли на обломках других автомобильных компаний, не сумевших добиться успехов в гонке за доминирование в автомобильной промышленности. В том числе несколько новых компаний возникли из развала Faraday Future и Fisker Automotive. Несмотря на это, обе эти компании нашли свое возрождение в новых формах жизни, благодаря удваиванию вложения капитала от глобальных миллиардеров, китайских компаний, купающиеся в деньгах, и традиционных венчурных фирм.
Ужасный, противный, нехороший, очень плохой год для Tesla
Конкуренцию на рынке электромобилей стимулируют не только размер рынка, но и ряд ошибок от Tesla, вследствие которых конкуренты начинают сомневаться в способности Илона Маска и его компании сохранить лидерство.
В какой-то мере Tesla имела очень плохой год. Consumer Reports недавно опубликовала отчет, в котором говорится, что она не может рекомендовать последнее предложение компании, Model 3. При организации производства этого автомобиля на первое место была поставлена задача создания недорогого электромобиля. Однако реализация этой задачи вызвала множество проблем как для Маска, так для его сотрудников.
В результате был допущен значительный перерасход средств. Tesla не имеет достаточного количества наличных денег, чтобы завершить эту работу в заявленные сроки.
По сравнению со своими основными конкурентами в среде автопроизводителей компания тратит непомерные финансовые средства. Штат компании увеличился с менее чем 1000 сотрудников в 2010 году до почти 40 000, и конкуренты, такие как GM и Ford, имеют в 2,5 раза больше дохода на каждого сотрудника по сравнению с Tesla.
Проблемы производства также усугубляются агрессивным графиком для новых автомобилей, в котором представлены новый Roadster, кроссовер и электрический полуприцеп – все машины предположительно выйдут на рынок в ближайшие несколько лет, но в отношении них уже работает машина хайпа Tesla.
Замедленное производство и перерасход средств не являются единственными проблемами Tesla. NTSB расследует ответственность компании в результате еще одной смертельной аварии, связанной с ее системой автовождения, и произошла массовая смена топ-менеджеров, которую Маск охарактеризовал как «выравнивание» структуры управления своей компанией.
Неудивительно, что руководители новых стартапов, которые сейчас только выходят на рынок, могут считать, что Маск и Tesla нечего делать в «кресле водителя» электромобильного тренда.
Американские электромобильные стартапы делают первые шаги
Именно на этом фоне конкуренты, такие как Evelozcity и Independent Electric Vehicles, два стартапа, рожденные от обломков Faraday Future (когда-то значимого конкурента Tesla), вышли на рынок, чтобы бросить вызов превосходству Tesla. Если о деятельности компании Independent Electric Vehicles мало что известно, кроме отчета Jalopnik о китайских инвесторах, и команды управленцев, частично возглавляемой Стивом Осарио, бывшим руководителем проектных решений Faraday и продвинутой модельной, то Evelozcity наделала шуму.
Эта небольшая группа компаний производителей и разработчиков располагается в Лос-Анджелесе. Evelozcity может похвастаться инвестициями в размере $1 миллиарда от пожелавших остаться неизвестными международных инвесторов и опытной управленческой команды (с опытом работы в основном в Faraday Future), в которую входит бывший главный финансовый директор BMW, Стефан Краузе; Ричард Ким, который сыграл важную роль в развитии BMW i3 и i8; и Карл Томас-Нойманн, который присоединился к компании из европейского подразделения GM.
Две другие компании в Лос-Анджелесе – Karma Automotive и недавно возрожденная Fisker Inc. также имеют автомобили, которые они выпускают на рынок. Перезапущенная Faraday Future, которая, как сообщается, успела получить инвестиции в $1 млрд. от «белого рыцаря», прежде чем была признана неплатежеспособной.
У большинства упомянутых потенциальных конкурентов Tesla есть одно общее – это решимость не отказываться от принципов производства автомобилей в пользу совершенно нового подхода.
«У многих будет много возможностей для роста», — сообщил один из руководителей новой электромобильной компании, находящейся на начальном этапе развития,«Если взглянуть на индустрию двигателей внутреннего сгорания… когда ее история только начиналась – были тысячи компаний, конкурирующих за гораздо меньший рынок».
Глобальная конкуренция и перспектива китайского лидерства
Если по какой-либо причине для руководства Tesla появление новых конкурентов в США не является достаточным поводом для беспокойства, то им стоит обратить внимание на китайские электромобильные стартапы. В статье в газете South China Morning Post (SCMP) приведен список из 10 стартапов из нынешней «мировой фабрики», у каждого достаточно ресурсов и производственных мощностей, чтобы стать конкурентом для других независимых производителей электромобилей и автопроизводителей, специализирующихся на технологии автономного вождения.
«Tesla проложила дорогу, но мы двинем [технологию] дальше», — сообщила в интервью The Wall Street Journal Падмашри Уорриор, глава американского подразделения шанхайского электромобильного стартапа NIO, «У нас есть миссия – изменить формы мобильности».
Нет ничего удивительного в том, что китайские инвесторы считают необходимым агрессивно вкладываться в этот рынок, мировая статистика показывает, что инвесторы уже в ожидании волны спроса.
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»4479″,»attributes»:{«class»:»media-image wp-image-6123 size-full»,»typeof»:»foaf:Image»,»style»:»»,»width»:»541″,»height»:»386″,»alt»:»u0414u0438u0430u0433u0440u0430u043cu043cu0430 u043cu0438u0440u043eu0432u043eu0433u043e u043au043eu043bu0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430 u0432u0435u043du0447u0443u0440u043du044bu0445 u0441u0434u0435u043bu043eu043a u0432 u0438u043du0434u0443u0441u0442u0440u0438u0438 u044du043bu0435u043au0442u0440u043eu043cu043eu0431u0438u043bu0435u0439 u0441 u0443u0447u0435u0442u043eu043c u0440u0430u0437u043bu0438u0447u0438u044f u0432 u0441u0442u0430u0434u0438u044fu0445 u0444u0438u043du0430u043du0441u0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u044f, u041au043eu043du043au0443u0440u0435u043du0442u044b Tesla»}}]] Диаграмма мирового количества венчурных сделок в индустрии электромобилей с учетом различия в стадиях финансирования
В 2017 году было создано как минимум 34 новых стартапа, чтобы побороться за место в электромобильной экосистеме.
Среди них Byton, компания, в которую, наряду с автопроизводителями Harmony Auto и League Automotive Technologies, инвестирует один из лучших (и самый крепко связанный с правительством) китайских фондов – Legend Capital. В Byton ожидают начать производство в 2019 году. У компании опытная команда управленцев, в которой есть специалисты с опытом работы в лучших производственных предприятиях мира.
У NIO тоже очень влиятельные инвесторы, среди которых технологические гиганты Baidu, Tencent Holdings и Xiaomi. Есть и финансовые инвесторы, например, локомотив венчурного капитала Sequoia Capital или крупная домашняя венчурная фирма Hillhouse Capital. Троица Tencent, Baidu и Sequoia также финансируют еще одного электромобильного конкурента – WMMotor, еще одну компанию-конкурента Tesla.
Кроме этих трех компаний, есть еще такие как Xiaopeng Motors (за спиной которого стоят два технологических гиганта – Alibaba и Foxconn, а также профессиональные инвесторы из IDG Capital, Yunfeng Capital, CICC и Morning Ventures); Singulator Motor, финансируемый правительством городского округа Тунлин; CHJ Automotive – в нее инвестировали два крупных игрока автомобильной промышленности – Zhejiang Leo Group и Changzhou Wunan New Energy Car.
Если кто-то спросит, какой эффект следует ожидать от наплыва китайских производителей на рынок электромобилей, то ему можно посоветовать обратить внимание на ту роль, которую сыграли китайские компании в радикальном снижении стоимости солнечных панелей и ветряных турбин – а также на то, каким образом эти поставщики сейчас контролируют мировой рынок возобновляемой энергии.
Крупные автопроизводители делают крупные ставки
В то время как электромобильные стартапы привлекают миллиарды инвестиций, чтобы создать следующее поколение электромобилей, крупные автопроизводители, ранее разработавшие соответствующую технологию (чтобы затем отложить ее на полку), сами начинают разворачивать инвестиции в индустрии электрификации автотранспорта.
В начале года агентство новостей Reuters сообщило, что крупные автопроизводители выделяют как минимум $90 млрд., чтобы перевести в ближайшие несколько лет на электричество по крайней мере некоторые из их самых популярных моделей.
Новая стратегия крупных автомобильных компаний отчасти вызвана конкуренцией, которую они ощущают со стороны Tesla и стартапов, но все-таки в большей степени она зависима от государственного регулирования в Китае, Европе и потенциально США.
«Есть три претендента на эту огромную рыночную возможность», — сказал анонимный представитель руководства одной из перспективных электромобильных компаний, «Первый – это оригинальные производители. Но им придется учиться как нужно делать у Tesla».
По началу эти компании были скептически настроены в отношении выхода на этот рынок, но теперь, после того как Китай посредством программ государственной поддержки предпринимает серьезные усилия по установлению своего доминирования в сфере электрификации автотранспорта, у крупных автопроизводителей не сталось выбора.
«Правительство будет подстегивать», — сообщил упомянутый выше анонимный представитель руководства, «Но ему потом придется иметь дело с завышенными маржами и ростом издержек со стороны потребителей».
По мнению этого руководителя, в наши, еще довольно ранние времена массовой электрификации, два крупных автопроизводителя – General Motors и Volkswagen – больше других сконцентрировались на задаче выхода на рынок электромобилей.
Кроме того, он полагает, что помимо крупных автопроизводителей, технологические гиганты –Alphabet и Apple, могут представить собой наиболее серьезную конкуренцию Teslaи электромобильным стартапам.
Tesla – вожак стаи?
Несмотря на то, что конкуренты энергично набирают обороты, Tesla все еще остается компанией во главе тренда, и это при всех ее многочисленных промахах и недостатках. Все еще стоит учитывать тот факт, что Илон Маск – первый предприниматель, которому в двадцать первом столетии удалось создать нового, независимого автопроизводителя. Не стоит преуменьшать это достижение, но следует и помнить, что оно было осуществлено в конкурентной среде, значительно отличающейся от современной. Не сложно выиграть гонку, если нужно обогнать только двух-трех гонщиков. Однако, сможет ли Tesla показать себя с лучшей стороны, если в гонке примет участие максимально возможное количество соперников – покажет только время.